Руководство пекинского метро заявило о намерении запустить в эксплуатацию систему биометрической оплаты проезда. И обещает, что пройти в подземку, отсканировав лицо или отпечаток ладони, можно будет уже до конца года. Правда, какому именно способу идентификации пассажиров в итоге отдадут предпочтение, тут пока не решили.
Директор департамента развития Beijing Subway Чан Хуабин признается, что запуск биометрической системы – вовсе не дань моде. Каждый день подземка перевозит свыше 10 миллионов пассажиров со всеми вытекающими из этого последствиями вроде людских заторов и очередей у касс. А упрощенная система оплаты проезда может значительно сократить время, которое тратят жители Пекина, чтобы спуститься в метро.
Следует отметить, что Пекин далеко не первый китайский город, который обратился к идее биометрической оплаты. К примеру, оплачивать проезд ладонью уже можно в Шанхае.
В то же время киевский метрополитен пока далек от запуска биометрических технологий. Хотя прогресс добрался и до нашей подземки. Правда, пока город лишь пытается отучить киевлян хотя бы пользоваться жетонами.
Надо сказать, что эта стратегия приносит результаты. Отчасти из-за запуска новых способов оплаты (Apple pay, Android Pay и бесконтактные банковские карты), отчасти по причине применения заградительных мероприятий (с середины минувшего года в метро продают по 1 жетону в руки), – в мае 2018 года более 60% пассажиров спускались в киевское метро, оплатив проезд альтернативными способами.
В августе 2017 года город запустил пилотный проект – станцию «Кловская» полностью избавили от жетонов. А пассажирам предложили платить за проезд бесконтактными картами и одноразовыми талонами c QR кодом, распечатанном в специальном терминале.
По словам замглавы киевской администрации Николая Поровозника, следующими «безжетонными» станциями должны были стать «Политехнический институт», «Университет» «Дружбы народов» и «Лыбидская».
Однако позднее пресс-служба киевского метро призналась, что окончательное решение о расширении проекта будет принято только после детальной оценки в августе 2018-го года результатов пилотного запуска.